Get Adobe Flash player

Святые воины

Схимонахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Об иноках- воинах Александре Пересвете и Андрее Ослябе известно немного. До принятия монашества Александр был боярином брянским, а Андрей- боярином из Любутска, города на Брянщине. Оба прославились как отважные и доблестные воины. Некоторые летописи называют их братьями, но скорее речь идет о родстве духовном. Когда великий князь Владимир Иоаннович( прозванный впоследствии Донским) перед сражением с Мамаем приехал в монастырь Преподобного Сергия Радонежского, чтобы просить его благословения и молитв, преподобный благословил на битву и двух иноков своей обители- Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

И вот наступил день великой битвы- 8 сентября (21 по новому стилю) 1380 года, праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Два войска на Куликовом поле стояли друг против друга, как олицетворение тьмы и света: по слову летописца , несметные полчища хана Мамая издали выглядели темными, доспехи же русских воинов сияли, «как заря утренняя в ясную погоду». Посреди войска развевалось знамя Великого князя- Нерукотворный образ Спасителя на алом фоне. С татарской стороны вперед выехал Челубей- свирепого вида  богатырь- печенег. Он с насмешкой вызывал на единоборство кого- нибудь из русских. Его дерзкий вызов принял схимонах Александр Пересвет. В «Сказании о Мамаевом побоище» поединок описан так: « Христиане все воскликнули: «Боже помоги рабу Своему!» И ударились они копьями , едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю , и скончались».

Этот поединок стал сигналом к началу битвы, от исхода которой зависела судьба всей Русской земли. С Божией помощью русские воины одержали победу, но с поля сражения вернулись немногие. После битвы тела схимонахов-воинов, как записано в святцах 17 века, были перенесены в Москву и похоронены в Симоновском монастыре недалеко от храма Рождества Богородицы в Старом Симонове.

 

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий родился в селе Варницы под Ростовом 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. В Житии преподобного  Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца. С первых дней жизни младенец, которого назвали Варфоломеем , удивил всех постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери.  В детстве грамота плохо давалась мальчику, но после встречи со старцем и получения благословения Варфаломей  стал без труда читать и понимать содержание книг. Также он много постился,любил молиться и старался не пропускать богослужений. Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж, что под Москвой. В конце жизни Кирилл и Мария  приняли постриг( впоследствии причислены к лику святых; их мощи почивают в Хотьковском монастыре). Похоронив родителей , Варфоломей и его старший брат Стефан удалились в лес, чтобы стать отшельниками. Сначала они поставили келью, а затем небольшую церковь, которая с благословения митрополита Феогноста была освящена в честь Пресвятой Троицы. Вскоре Стефан, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же 7 октября 1337 года был пострижен в монашество с именем святого мученика Сергия. Проводя дни в молитве, посте и тяжелых трудах,  Преподобный обретал все большую духовную силу. Вскоре вокруг отшельника собралось братство из двенадцати иноков, искавших его руководства. Их духовный наставник Сергий отличался редким смирением и трудолюбием. Своими руками он построил несколько домиков для монахов, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Сергия в священный сан и поставил игуменом- в соответствии с желанием всей братии, но вопреки собственной воле святого Сергия.

Слава о подвигах Преподобного Сергия  дошла до Константинополя, и Патриарх  Филофей  прислал Преподобному крест, параман  и схиму. Святитель советовал избраннику Божьему устроить в монастыре общежитие- особую форму монашеской жизни, при которой все имущество, пища, одежда являются общими. Иноки стали роптать на строгость устава, и тогда смиренный Сергий покинул обитель, основав на реке Киржач еще один монастырь- в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Прежняя обитель стала приходить в упадок, и оставшиеся иноки умолили Преподобного вернуться. Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Так, он воскресил мальчика, когда отчаившийся отец уже  считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений , так и из отдаленных мест. Никто не покидал Преподобного, не получив исцелений от недугов и назидательных советов. Иноки монастыря не раз  были свидетелями чудесных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему преподобный Сергий запретил рассказывать об этом до конца его земной жизни. Русская земля в то время страдала от монголо- татарского ига. Великий князь Дмитрий Иоанович  Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоящее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея(Ослябю) и схимонаха Александра( Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода узнав день своей кончины, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. В безмолвном уединении Преподобный Сергий преставился к Богу 25 сентября 1392 года.

 

Благоверный князь Александр Невский

Благоверный князь Александр Невский родился в 1220 году. В 17 лет он уже правил Новгородом. Молодой князь был не только красив, силен и отважен, но и добр, умен и хорошо образован. Правление князя пришлось на самые тяжелые годы в истории Руси. В 1237 году на  Русь вторглись монголо- татары под предводительством хана Батыя. Менее чем за три года они захватили и опустошили большинство крупных русских городов, в том числе Рязань, Москву, Владимир, Ярославль, Тверь, Киев.Сложное положение Руси поспешили использовать в своих целях западноевропейские правители. Глава католиков папа римский Григорий 9 объявил крестовый поход «против язычников финнов и русских». В 1240 году на берегах Невы высадилось шведское войско. Шведы рассчитывали захватить северные территории Руси и обратить их жителей в католичество.

Узнав об этом, двадцатилетний новгородский князь Александр не стал терять времени. Помолившись в Софийском соборе, он воскликнул: «Не в силе Бог, но в правде!» и с небольшой дружиной, не дожидаясь подкрепления, стремительно атаковал лагерь шведов. Летописец рассказывает, что воины видели святых князей- страстотерпцев Бориса и Глеба и слышали их слова: «Идем поможем сроднику нашему Александру!» Бой кипел целый день, Александр сражался в первых рядах , и к вечеру шведы были наголову были разбиты. Русские же потеряли в этом сражении только 20 человек. Битва на Неве заставила шведов надолго забыть  о вторжениях на Русь, а князя Александра за славную победу стали называть Невским. 5 апреля 1242 на льду Чудского озера состоялось знаменитое Ледовое побоище, в котором были разбиты немцы. В 1242-45 годах Александр Невский одержал ряд блистательных побед над рыцарями Ливонского ордена. Он многое сделал для улучшения отношений с Золотой Ордой: получил ярлык на великое княжество, хан освободил от дани русское духовенство, а в столице Орды – Сарае-  хан разрешил учредить православную епархию. Труды, заботы и тяжелые переживания подорвали здоровье князя. В 1263 году, возвращаясь из Орды, 43-летний Александр Невский скоропостижно скончался. Перед смертью он дал монашеские обеты и принял схиму с именем Алексий. Петр I перенес мощи святого князя из Владимира в Петербург, и до наших дней они почивают в этом городе в Александро-Невской Лавре. Святой Александр невский является одним из самых любимых и почитаемых покровителей российских воинов. Множество храмов и часовен, построенных в войсковых частях и гарнизонах, освящено в его честь.

 

Равноапостольный Великий князь Владимир

С именем равноапостольного князя Владимира связано одно из важнейших событий русской истории- Крещение Руси. Владимир родился около 960 года и был младшим сыном Киевского князя Святослава и внуком святой равноапостольной Ольги, первой русской княгини- христианки. После смерти Святослава между его сыновьями начались раздоры и столкновения, в которых одержал верх сильный и властный Владимир. Ему не было еще двадцати лет, когда он стал править Киевским государством. Первые годы своего правления князь Владимир провел в военных походах. Он был не только смелым и удачливым полководцем, но и обладал несомненным талантом государственного деятеля. Вскоре ему удалось объединить земли восточных славян от Буга до Балтийского моря в единое государство- Киевскую Русь. До принятия христианства князь Владимир был человеком гордым, жестоким и мстительным. Он любил роскошь, шумные пиры и имел все это в избытке. Князь поклонялся языческим богам, приносил им обильные жертвы, допуская и человеческие жертвоприношения.

В то время многие государства хотели союза с сильной в военном отношении Киевской Русью и присылали к князю Владимиру своих проповедников для беседы о вере, разумеется были среди них и христиане. Тогда- то Господь и вложил в сердце князя желание узнать веру истинную. Он стал отправлять посольства в разные страны, чтобы на месте познакомиться с каждым вероучением. Наибольшее впечатление на послов произвела «вера греческая»- Православие. Особенно поразила их красота Православного богослужения. Наконец князь Владимир склонился к принятию христианства, вспомнив и о том, что его бабка княгиня Ольга выбрала христианскую  веру.

По промыслу Божию обстоятельства помогли князю исполнить это намерение. За помощь в подавлении мятежа на территории Византии Владимир просил  у императоров Константина и Василия руки царевны Анны и сказал, что готов принять крещение.  Неожиданно перед Крещением у него сильно заболели глаза и пропало зрение. Но едва он вошел в купель , то прозрел и в восторге воскликнул: «Теперь я знаю Бога Истинного!». Вместе с Владимиром крестились многие из его дружины. В Киеве князь отпустил с миром четырех своих жен и на том месте, которое и сейчас называется Крещатик, окрестил двенадцать сыновей. Идолы были уничтожены, а главный из них, Перун, сброшен в Днепр. Владимир призвал всех жителей Киева креститься на Днепре. В этот великий день 1 августа 988 года священники, прибывшие на Русь из Византии, во главе с первым митрополитом Киевским Михаилом научили основам христианской веры и окрестили в водах Днепра бесчисленное множество людей, а сам князь горячо молился и благодарил Бога за это духовное торжество. После Киева князь Владимир стал распространять христианство по всей Руси. Князь Владимир изменился: он заботился о ближних, помогал бедным, больными престарелым, снаряжал возы с продовольствием и развозил по домам нуждающимся. Земная жизнь великого князя Киевского Владимира закончилась 15 июля 1015 года. За просвещение светом истинной веры русского народа и великие труды по распространению христианства, он именуется, как и святой император Константин, равноапостольным. Святого князя Владимира считают своим покровителем военнослужащие внутренних войск МВД России.

 

Равноапостольный император Константин

Император Константин Великий был единственным сыном Констанция I Хлора, правителя западных областей Римской империи- Испании, Галлии( Франция) и Британии( Англия).В отличие от других властителей империи Констанций Хлор не преследовал христиан; благосклонно к ним относился и его наследник. В 306 году после смерти отца 32-летний Константин взошел на престол. Вскоре к нему обратились за помощью соседи- жители Италийской области. Они умоляли освободить их от жестокого и корыстолюбивого правителя Максентия, под властью которого было тяжело жить не только христианам , но и  язычникам. Константин колебался: его армия была в четыре раза меньше, чем у Максентия- но в конце концов решился выступить против Рима. Накануне генерального сражения Константин и бывшие с ним воины увидели на небе чудесное явление: сияющий крест с надписью «Сим(этим) побеждай». Ночью во сне ему явился Сам Господь Иисус Христос и открыл , что победа будет одержана, если Константин пойдет в бой со знаменем в виде Креста. Ободренный император повиновался повелению Божию и приказал также изобразить кресты на доспехах своих воинов. Численной превосходство войска не помогло Максентию: с помощью Божией Константин разгромил противника и стал полновластным правителем на Западе Римской империи. Сам Константин в то время еще не принял Крещения , но уже верил во  Христа, искренне симпатизировал Его последователям и серьезно интересовался христианским учением. В 313 году император Константин издал Миланский эдикт, объявлявший свободу вероисповедания и запрещавший всякое преследование христиан. До этого язычество было в Римской империи государственной религией, и поэтому христиан, не почитавших языческих богов, преследовали  как врагов государства. Правитель Восточной части Римской империи Ликиний, человек порочный и коварный, из политических соображений подписал Миланский эдикт, но на деле не исполнял его, жестоко притесняя христиан. Ликиний завидовал Константину, ненавидел его и всячески старался сделать зло своему соседу- сначала тайно, а потом и открыто. Разгорелась война, из которой в 323 году Константин вышел победителем. Теперь он один управлял огромной Римской империей и носил титул Великого. Император Константин Великий сразу же открыто заявил о своей приверженности к христианской вере и объявил ее господствующей на всей территории Римской империи. Император всячески поддерживал Церковь, строил храмы, возвращал из ссылки христиан. Он также заботился о нищих и сиротах- людях, которые в языческом государстве, как правило не получали никакой помощи. Святой Константин сделал столицей своего государства город Византию, который стал называться Константинополем. Император украсил их множеством храмов, самым большим и красивым из которых был храм святой Софии. В 325 году Константин Великий созвал Первый Вселенский собор, на котором присутствовало около двух тысяч человек, в том числе святители Николай Мирликийский, Спиридон Тримифутский, Афанасий Александрийский. На этом Соборе был принят Символ Веры- кратко  изложенная суть христианского учения- и осуждена искажавшая его ересь Ария, которая смущала тогда многих верующих. Подобно первым ученикам  Христовым – святым апостолам, святой  император Константин усердно трудился, распространяя и утверждая христианство. За эти труды его и называют равноапостольным.

 

Севастийские мученики

Сорок воинов- мучеников пострадали в начале 4 века, в то время, когда восточной частью Римской империи правил император Ликиний , ненавидящий христиан и всячески их притеснявший. Отряд, в котором служили сорок христиан- каппадокийцев стоял в городе Севастии , в Армении. Воины- христиане отличались мужеством и  воинской доблестью, участвовали во многих сражениях и неизменно побеждали противника. Однажды командир каппадокийцев, ревностный сторонник  язычества Агриколай, во исполнение императорского указа приказал принести жертву языческим богам. Христиане отказались и были брошены в тюрьму. Воины находили утешение в горячей молитве.На суде императорский сановник Лисий сначала обещал воинам чины и богатые дары в обмен на отречение от Христа, а когда увидел, что христиане  непреклонны в вере, приказал побить их камнями. Но святых воинов ограждала невидимая сила, и все камни летели мимо цели или поражали самих мучителей. Тогда Лисий придумал новую пытку: каппадокийцев раздели, связали и поставали на лед замершего озера. Был сильный мороз, дул пронизщывающий ледяной ветер. На берегу озера приготовили теплую баню- для тех, кто все же решит отречься от веры. Тела святых воинов скоро обледенели, но мученики терпеливо переносили страдания, поддерживая друг друга и не переставая молиться Богу. Лишь один из них не выдержал и бросился к бане, но упал мертвым, едва ступив на ее порог. Посреди ночи мужественных воинов Христовых озарил неземной свет, и над головой каждого из них появился сияющий венец. Один из стражников по имени Аглаий- остальные спали - увидел это чудо. Он был потрясен до глубины души и, уверовав в Бога, ради которого страдали воины- мученики, тут же объявил себя христианином, сбросил одежду и присоединился к 39 каппадокийцам. Наутро истязатели увидели, что святые воины еще живы и прославляют Христа, а вместе с ними- их стражник! Тогда христиан вывели на берег и вновь жестоко мучали, а затем казнили. Подвиг Сорока Севастийских  мучеников на протяжении многих веков вызывает у верующих восхищение и благоговение. издавна почитали их память и на Руси.

 

 

Великомученик Феодор Тирон

Святой воин Феодор Тирон ( «тирон» значит «новобранец») совершил свой мученический подвиг в начале 4 века, в годы, когда христиане подвергались жесточайшему гонению от римского императора Галерия Максимиана. Христиан предавали суду как государственных преступников, но тех, кто соглашался принести жертвы идолам освобождали от казни. Отряд Феодора стоял на юге- востоке Малой Азии , в городе Амасии на берегу Черного моря. Командир узнал, что его новый воин-христианин,  и стал убеждать его принести жертвы идолам. Феодору дали несколько дней на размышление, он же в эти дни усердно молился и ободрял других христиан, которым предстояло пострадать за веру. Чтобы показать, что языческие боги- это просто истуканы, Феодор поджег капище почитаемой в городе богини Кибелы. Его схватили и по приказу правителя Публия бросили в тюрьму, чтобы уморить голодом. Через некоторое время стражники услышали пение, доносящееся из темницы и , заглянув в оконце, увидели прекрасных юношей в белых ризах, поющих вместе со святым Феодором. Правитель , которому доложили об этом, решил, что к мученику непонятным образом проникли его единоверцы. Публий приказал воинам окружить темницу, из которой по- прежнему доносилось чудесное пение, а сам отпер дверь и вошел в камеру к святому, но не нашел там никого, кроме связанного мученика. Напуганный и изумленный правитель смягчил свой приказ и повелел дать Феодору пищу и воду, но святой ни к чему не притронулся.

Наутро святого Феодора привели на суд, где Публий попытался уговорить его не губить свою жизнь и принести жертву языческим богам. Святой в ответ перекрестился и вновь во всеуслышание заявил, что он- христианин и до конца дней не откажется от веры в Господа Иисуса Христа. Тогда его стали жестоко пытать, но великомученик мужественно терпел все. Видя это, правитель приказал сжечь святого Феодора на костре. С молитвой святой воин взошел на костер и предал душу Богу. Тело его, не поврежденное огнем, было погребено близ Амасии, в городе Евхаиты. До второй Мировой войны мощи великомученика находились в Югославии, в Хоповском монастыре.

 

Великомученик Георгий Победоносец

Великомученник Георгий жил в конце III- начале IV веков. Он родился в Каппадокии- области Малой Азии( территория современной Турции), в христианской семье. Это было время жестоких гонений на христиан. Мученическую смерть за веру во Христа принял и отец святого, когда Георгий был еще ребенком. Мать Георгия переселилась  с сыном на свою родину, в палестину, и воспитала его христианином. Георгий вырос красивым, мужественным и храбрым. Он поступил на службу в римское войско. Вскоре молодого воина заметил сам император Диоклетиан и принял его в стражу со званием одного из старших военачальников. Георгий пользовался расположением и особым доверием императора.  Однажды Георгий узнал, что император усилил гонения на христиан, особым распоряжением предоставив своим  помощникам полную свободу в расправе над ними. Тогда святой раздал имущество нищим и явился в Сенат. Георгий открыто обвинил Диоклетиана в несправедливости и жестокости к его поданным христианам, не совершавшим никаких преступлений и ведущим скромную и добродетельную жизнь. Император был изумлен и разгневан, он попытался уговорить Георгия не губить свою молодую жизнь, принести жертву идолам. Молодой военачальник отказался. Тогда Диоклетиан приказал мучить святого. Истязания продолжались долго. В один из дней Георгия привязали к  колесу, под которым находились доски с острыми ножами. При вращении колеса лезвия резали тело святого. Наконец, все решили , что страдалец умер.  Но Господь чудесным образом исцелил его, и Георгий сам поднялся с колеса совершенно здоровый. Многие из  видевших это чудо уверовали во Христа. Но император только еще больше ожесточился и придумывал для Георгия все новые и новые изощренные пытки. Однако подкрепляемый Богом великомученик держался по – прежнему мужественно, и все больше язычников, видя его подвиги , обращались ко Христу. Диоклетиан в последний  раз  попытался заставить святого отречься от веры. В обмен на это император даже был готов сделать Георгия своим соправителем. Но великомученик вновь отказался, а чтобы показать ничтожных богов, молитвой  сокрушил идолов. Тогда Георгия схватили , и император приказал отсечь ему голову мечом. На месте казни Георгий горячо молился , чтобы господь простил его мучителей и привел их к познанию истины. Это было в 303 году. Слуга перенес тело великомученика на родину его матери, в палестинский  город  Лидду. Там, в православном храме,  и сейчас находится гробница святого и хранится частица его мощей. Частицы  мощей великомученика Георгия есть и в  России, например , в Троице- Сергиевой Лавре. На Руси святой Георгий Победоносец почитался издревле.  Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий воздвиг несколько Георгиевских храмов, построил город Юрьев- Польский. С 14 века , со времен великого князя Дмитрия Донского , Гергия победоносца стали изображать на гербе государей московских. Великомученик Георгий на белом коне, попирающий змея, - и сейчас на гербе Москвы. А после свадьбы великого князя Московского Иоанна III с племянницей последнего Византийского императора Софией Палеолог в 1472 году государственным гербом Московской Руси стал Византийский двуглавый орел, на груди которого - изображение Георгия Победоносца. В наши дни этот герб является Государственным Гербом Российской Федерации.